Гап – групповые посиделки. Уникальный феномен восточной культуры. Рассказывают сами участники гапов

«Гап» — весьма интересный феномен нашей культуры. Люди у нас, особенно в Ташкенте, любят устраивать гап, т.е., буквально говоря, «разговор». В гап вовлечены молодые и пожилые, мужчины и женщины, богатые и бедные, словом, это всеобщий феномен. Гапы – это своего рода групповые посиделки, организуемые поочередно членами группы, куда могут войти друзья, родственники, соседи, коллеги и другие люди, с кем можно посидеть, вместе поесть и, конечно же, насладиться беседой. Нередко человек входит в несколько гапов.

Сейчас на Западе, особенно в США тоже становятся популярными своего рода гапы (в данном случае название условное, конечно), в которых женщины или мужчины, встречаясь регулярно, ведут беседу на различные темы. Насколько я знаю, это не является частью т.н. группового движения, имеющего, прежде всего, направленность на личностный рост участников. Американские посиделки нового типа, скорее, выполняют социальную функцию, т.е. заполняют определенную брешь в дефиците социального общения.

*** *** ***

В первую очередь для большинство людей ГАП это феномен который встречается после окончания школы. Наверное Я не ошибусь если скажу что с ГАП с одноклассниками это самый лучший ГАП. Мы начали встречаться сразу же после окончания школы. Несмотря на то что нам уже по 25-26 все еще нам весело вместе и мы чевствуем себя так же как в школе: без проблем, радостно, приятно по детски — когда встречаемся. Только поменялось то что, у некоторых умерли родители, некоторые поженились и женятся, некоторые уже стали главами семейств.

В народе людей которые собираются вместе на ГАПы, называют УЛФАТ или Улфатлар. То есть кореши (я бы перевел так). Вот у моего отца таких вот Улфатов наверное 4. То есть, он встреается с 4 группами людей в различных ГАП каждый месяц. Это одноклассники, однокурсники, еще другие однокурсники и общие друзья. Но должен сказать что ГАП с одноклассниками у них проходит по другому. Им уже по 50 каждому. И некоторых увы нет уже в живых. Но, как то — приятно смотреть как они общаются. Так же как и мы, 25 летние парни во время своих ГАП. Они шутят, вспоминают своих учителей, всякие ситуации… Ну просто они попадают в свою юность. Не смотря ни на что, не смторя на социальный статус, количество денег или ранг каждого участника они друг для другя являются просто — СИНФДОШ!

Я горжусь тем что мне посчастливилось иметь такой же улфат как у моего отца. У меня тоже есть Улфат и мы так же встречаемся. Мы честно любим друг друга. Это самые настоящие друзья. Мы вместе на свадьбах, в похоронах и в других ключевых моментах нашей жизни…
Гап — это НАШ БРЕНД! Made in Uzbekistan. Facebooku или Vkontakte еще далеко до этого. Ведь чего стоит слово — «Ишларинг Яхшими огайни» над пиалой черного чая в чайхане …

*** *** ***

Алишер ака, как насчет финансовой части ГАПов. Я слышал что раньше но и сейчас, в основном — это женщины — проводят ГАП для коллективного «кредитования-сбора» средств. В виде кредитных союзов . Это очень распрастраненная практика. То есть, каждый месяц собираются члены группы и скидываются деньгами. Например по 100 у.е. Учитывая что среднее количество участников ГАП это 10-15 человек то получается неплохая сумма на один раз. Тот человек который проводит ГАП получает эти деньги и этих денег ему хватает для покрытия расходов по организации ГАП и для своих нужд связанных с этими деньгами. Иногда очень меркантильные люди, чаще всего люди без хорошего образования но с высоким уровнем заработка организовывают — давайте назовем это — «Супер» ГАПы где ствака варирует от 500 у.е до 1000 у.е. Чаще всего это делают предпрениматели которые занимаются торговлей — так как это метод увеличения капитальных средств путем беспроцентного ипотечного кредитования . Но чаще всего это заканчивается ссорами, разногласиями о том кого очередь подошла итд. Более того, члены этого «супер-гап»а иногда хвастаются перед друзьями что они являются членами группы где ГАП проводят по 1000 у.е. итд. Не красиво это все… Вот именно поэтому почти 100% случаев ОДНОКЛАССНИКИ не проводят ГАП с такими вот «кредитными деньгами». Максимум что они могут делать, это совместно покрывать расходы на проведения ГАПа, что является абсолютной справедливаостью. Член ГАПа который не может себе позволить организацию банкета на группу — не должен себя чувствовать униженным.

Не давно Я читал статью в Harvard Business Review про новую волну «Кредитных Союзов» через Facebook. Где люди которые более или менее знающие друг друга по кругу занимают деньги. Это очень интересная практика, ибо она может прослужить мощным инструментом микро кредитования на потребительские нужды особых групп. Вот и тема нашлась для очередного тезиса по Экономике — «Роль феномена «ГАП» в стимулировании экономического мультипликатора путем цикличного кредитования в ограниченных коллективах социума Узбекистана».

Кстати, о еде… В «гап» которые проходят в чайхане очень ограниченное меню. Это в 3-4 вида «Корейских» салатов (марковь, баклажаны, чимчи, фентуза) из ближайшего базара, фрукты и 2-3 вида сухофруктов/миндалей. На основное блюдо чаще всего выбирают Чойхона ПАЛОВ (плов). Но иногда летом готовят Димлама (жаркое из сезонных овощей).

Женщины требуют больше изяшеств. У моей мамы например в группе принято делать полноценные ужины. Салаты, апперетив, горячая закуска, мясная нарезка, первое, второе, десерт, фрукты итд. Это не удивительно. В «чаллари туй» -говорят что им подают минимум 10 разных блюд .
Еще есть группы которые накрывают стол для «показухи». Это чаще всего происходит в «супер-гап»ах. На столе ставят деликатесы, много салатов, много спиртного = цель показать свою «крутизну». Но чаще всего это все остается и это приводит к «увол» — расточительству. Вне зависимости от уровня религиозности человека, то есть как было сказано ГАП со спиртным или без, решающим фактором по моему мнению является «мотив» в накрывании стола и проведении ГАП.

…Ведь хватает людей которые всем «рекламируют» и проповедают о том что СПИРТНОЕ это ЗЛО, Полигамия Это — Добро , и о том как они правильно читают намаз, и что каждый год летают в Мекку. Плюсь к этому не забывают думать о том что им выгодно дружить с богатым Эшматом и пригласить его на ГАП. А вот пожать руку бедному однокласснику Томшату на улице перед «крутыми» знакомыми не хочется…

*** *** ***

Еще один пункт. Не давно наши родственники начали «играть ГАП». Без финансовой части и денег. Все началось с того что, старшее поколение наших дядей — амаки и тога, начали возмущаться тем что молодые особенно 3 поколение даже не знают друг друга. Или же видятся только на свадьбах и похоронах. Что бы крепче укрепить родственные узы между двоюродными, троюродными братьями и племянниками они начали встречаться каждый месяц и проводить Гап. В нем есть возрастное ограничение или же критерия — это наличие собственной семьи. Как говориться по узбекски: «Аравасини узи тортиши керак». То есть, член гапа уже должен быть женатым и способным обеспечивать себа. Но иногда для меня делают «exceptions» и позволяют участвовать вот в этих Гап. Может из за того что Я работаю заграницей или же из за того что Я им подыгрываю на Дутаре или Доире когда они поют. Эффект грандиозен. Теперь Я не только по наслышке знаю внуков дяди моего дедушки и троюродных братьев моего папы. Руководят этим гап — старшее поколение. На самом видном месте сидит самый старший и предлагает темы для разговоров. В основном общаются про радственников которых уже нет, про грядущие свадьбы, рассказывают — особенно когда присутствует молодежь — о том как их воспитовали наши деды и бабушки. Как я уже сказал, часто поют классические песни, или же читают стихи. Удивительно что старшее поколение знаюь очень много стихов наизусть. Может раньше на самом деле люди больше читали и учили стихи.

Таким образом наш семейный Гап становится инструментом возрождения нашего большого клана. А родственные связи не ограничиваються только ближайшими прямыми родственниками (одноюродными), но и теперь у нас есть «борди — келди» с дальними родственниками. Вот так…

Не давно женщины тоже активизировались. И теперь наши все келинойи и амма-хола тоже начали встречаться каждый месяц.

*** *** ***

Да, интересно, я тоже знаю такие примеры, когда отдалившиеся родственники пытаются поддерживать отношения через гапы. Наш социум делает все возможное, чтобы индивиды были включены в группы, это называется «коллективизм». Наше общество — коллективистское. Но в нас процветает и индивидуализм, правда, чаще всего на более скрытом уровне, как бы за кулисами. А открытый уровень — это приверженность к коллективу, групповая лояльность. На Западе — наоборот: на сцене — индивидуализм, а за сценой — своего рода коллективизм (закулисный коллективизм). Словом, каждое общество стремится определенным образом балансировать свои индивидуалистские и коллективистские тенденции. Гап — коллективистский феномен. Но в рамках гапа члены могут показать себя и как индивиды.

*** *** ***

Узбекистан шире чем Ташкент… Если за пределами Ташкента практикуются регулярные собрания социально-культурно-экономико-политического характера, то это ни в коем случае не означает, что это «распространение» ташкентского «гап»а.

Из личного опыта (который вполне может быть исключением) знаю, что «гап» особо не «распространяется» среди неташкентских граждан Узбекистана, которые по воле судьбы получают образование в ВУЗах, которые расположены в столицном городе и среди тех, которые ввиду узкости специальности остаются в Ташкенте на всю карьерную жизнь. Несомненно, они собираются с однокурсниками, друзьями и тп., но это почему-то не носит название «гап». В нашем выпуске (45 чел.) факультета международных отношений, был всего лишь один ташкентский парень узбекской национальности, наверное ради одного человека мы никогда не назовем наши посиделки «гап». Мой вывод, собираемся и сидим мы все, называем по разному.

*** *** ***

Алишер ака, ассалому алайкум. Случайно забрел на вашу страничку, сделал закладку, теперь буду почитывать и оставлять комментарии. Насчет гапа, вы подняли интересную тему. В комментариях несколько раз затрагивалась финансовая сторона вопроса, особенно, возросшие ставки для участия в гапе.

С другой стороны, в моем гапе (одноклассники) произошла обратная тенденция за последние 10-15 лет — решено было играть в гап без взносов, так как даже небольшая сумма ежемесячно была в тягость некоторым участникам. Поэтому, чтобы не потерять их, решено было, что никто не скидывается, просто все приходят и общаются. Проводящий гап оплачивает стол и передается очередь следующему участнику на следующий месяц.

Далее, из-за того, что многие стали чаще уезжать зарубеж, коллектив нашего гапа стал более гибридным, то есть, я могу присутствовать только на 1 гапе в год, но во время своего приезда в Ташкент могу провести внеочередной гап в чайхане, чтобы покрыть свою долю в процессе. Некоторые могут отсутствовать года из-за поездок, затем вливаться обратно, как ни в чем не бывало. На самом деле, уникальное явление — гап, я нигде не встречал похожую форму перманентной системы посиделок, скажем так .

Я скоро в Ташкент, надеюсь увидеться на семейных мероприятиях. С уважением, Акмал.

*** *** ***

Алишер ака я всего лишь международник и как специалист не могу ничего сказать так что.. Мое субъективное мнение: достаточно образованный, социально развитый (немаловажный фактор) , востребованный, человек с большими мечтами и целями не будет систематизировать свою линую социальную жизнь; загонять в рамки определенной группы, общины. Он сам этого не захочет. Ему всегда есть «куда пойти и посидеть» скажем, так. Он, конечно, может пойти на такие встречи типа «ГАП», но это не значить, что должен пойти туда. И это он осознает.
К комментариям других: Может это просто способ оградить себя, чтобы не смешатся с остальными в этом случае с «провинциалами» или таким образом показать другим, что у них есть, что-то, что делает их «здешними». Скажем так особый клуб или игра в которую могут играть только их «создатели».

*** *** ***

Да гап,это интересно,я сама часто встречаюсь со своими однокурсниками(раз в 2 месяца)-хоть промежуток небольшой между ними,но нам всегда есть о чем поговорить.
Я помню как то наш преподаватель испансокго языка рассказывал как провел гап,и пригласил на него своего колегу из Испании, так этому испанцу безумно понравился «Гап»,ему понравилась атмосфера, проводили гап в чайхане на топчане,как выразился мой препод-» ему понравилось лежать на топчане, и при том не переживать,что о нем могут подумать,потому что у нас это нормальное явление.:) после я слышала они часто собирались в чайхане(И испанец тоже) )))

*** *** ***

Для меня «гап» — это маленькое сообщество, где каждый из участников чувствует себя свободным. В нашем таком «гап»е, существующем вот уже более 30 лет, есть повар и врач, банкир и торговый работник, механник и дипломат и даже 2 профессора (как всегда забыл про журналиста). Нас не связывает (как теперь модно говорить) общий бизнес — поэтому, наверное, мы и существуем столько лет и чувствуем себя в рамках «гап»а свободными. «Свобода — это когда ты не мешаешь другому». Обажаю свой «гап»

*** *** ***

то что я знаю по ГАПу, вроде, Жамшид все сказал, но хочу добавить, что гап это не новый феномен для узбекского народа, так как издавна наши предки собирались и впрочем очень часто в махаллинских гузарях или чайханах, беседуя обо всем что им было интересно. поэтому они знали друг-друга достаточно хорошо и это способствовало приятным отношениям. знаете я очень очень увлекаюсь афоризмами Мартина Лютера Кинга. и так он сказал однажды: Если люди мало общаются, они друг-друга не будут знать хорошо, если незнают, тогда сомневаются, если сомневаются тогда боятся, если боятся тогда ненавидят. я думаю, наши гапи это великое достижения поскольку они являются блестящим способом интерактивного общения.

*** *** ***

«Гапы – это своего рода групповые посиделки». — Это слишком упрощенный взгляд. Даже дискуссия на этом посте показывает, что это далеко не просто посиделки, а целая система. Когда я читаю лекции про системный подход и про организацию, то привожу в пример гап — как систему, которую можно назвать неформальной организацией. В гапе есть президент — либо постоянный, либо ротируемый. Хочу отметить один тренд последних лет — женские гапы получили значительное развитие и стали опережать мужские.

В гапе есть целая система взаимоотношений. И еще много чего есть, что здесь описано, и что не описано. Поэтому гап — это не просто «.. — весьма интересный феномен нашей культуры..», это серьезный социальный феномен. Как и наши оши. Я бы здесь провел аналогию с махаллей. Во многих странах есть сообщества, но наша махалля является одним из наиболее развитых видов местных сообществ. В мире есть много вариантов тусовок (посиделки, флэш-мобы и т.п.), но наши гапы все же являются наиболее развитыми и гибкой системой среди их разновидностей. И потому этот весьма интересный феномен достоин пристального внимания профессиональных социологов.

*** *** ***

В 80-е годы был у нас семейный ГАП, где одноклассники собирались с супругами. Однообразные угощения типа «день рождения без именинника» надоедают, разговоры одноклассников об одних и тех же людях или приключениях интересны только на протяжении 3-4 повторений.

Когда настал наша «очередь», я решил ввести «перестройку» и сказал, что хозяин барин и куда назначу встречу, туда и придёте. Мы всех позвали в кафе напротив цирка, где сами иногда ели отличную табака. Когда все собрались, за какие-то полчаса так отлично поужинали (табака, салаты, сомса, кофе, пирожное, мороженое), что дома так не получится. Потом всех пригласили на другую сторону цирка — в молодёжный театр, где посмотрели отличный спектакль.

Дурной пример заразителен, а мудрый тем более. Уже следующий «в очереди» всех пригласил в горы на уикэнд — Бричмуллу, притом с ночёвкой и прогулкой пешком в мае (!) к далёкому водопаду среди буйной растительности.

Итог: большинство жён в первый раз после свадьбы и почти последний за два десятилетия были в театре и пешком так далеко ходили в горах. До сих пор вспоминают и вздыхают.

Источник: Алишер Файз